Земли общего пользования (часть 2)

Земли общего пользования (часть 2)

В предыдущей статье мы обсудили что из себя представляют земли общего пользования и основные аспекты, которые включает данный термин. В этом материале юрист города Москва представит еще некоторые аспекты.

Варианты использования общих территорий

Согласно букве закона установлен запрет на осуществление передачи рассматриваемых территорий в собственное пользованием организаций или граждан. При этом определенные части земель, согласно определенным условиям, оформляется как владение временного характера. Данный режим не включает в себя присутствие собственности, но устанавливает свободное распоряжение земельным участком. Деяния по приобретению владения временного характера может быть реализовано согласно условию того, что из использование не станет ограничением прав иных лиц.

На практике самыми известными видами пользования земель, являются:  

  • отношения аренды;
  • режим, предполагающий бессрочное пользование.

Наиболее распространенным среди представленных является режим арендных отношений. Такие отношения оформляются между владельцем сооружений и зданий, которые находятся на земельном участке и государством, в лице которого выступают его органы. Предметом арендных отношений выступают земельные участки общего пользования, арендатором которых имеет преимущественное право на то, чтобы оформить новый договор. Однако он не обладает правом на осуществление выкупа земельного участка. Если в документе договора данный пункт не был указан, тогда контракт признают недействительным. В договоре одним из участников выступает юрлицо, а с другой стороны выступает государство. Так как государство осуществляет реализацию своей компетенции посредством разветвленной системы госорганов, согласно главе 10 ГК РФ, арендатор станет сотрудничать с одним из его органов по вопросу временного владения земельного участка общего пользования.  

Варианты использования общих территорий
Варианты использования общих территорий

В случае, когда один из участников является гражданином, тогда как правило он использует земельный участок в режиме бессрочного пользования при этом на основе постоянной. Если же на земельном участке находится капитальное сооружение и на него согласно закону посредством органов регистрации оформлена собственность, то гражданин в праве осуществить ее реализацию по собственному желанию. Так, он может ее реализовать, отдать в дар или передать по наследству. Земельный участок переходит к новому лицу, обладающим правом. Когда стандартная ситуация предполагает нового собственника, который пытается осуществить оформление земельного надела в собственное пользование, тогда в данной ситуации о оставляет все как есть, переходя в режим бессрочного пользования. Данный аспект следует понимать покупателям. Потому как не каждый из них даст согласие на приобретение дома с обременением либо же сооружение с таким же земельным режимом. Бессрочное пользование не включает собственность, изменяющееся законодательство на землю, а также определенные противоречия НПА способны принести новыми собственникам определенные юридический проблемы в грядущем пользовании.       

Как бы то ни было, а земельный участок общего пользования остается госимуществом. Именно государство является ее владельцем.

Налоги на землю общего пользования

Потому как земельный участок находится во владении государства, тогда обложение налогом включает определенные особенности. Так, надел, предоставленный в аренду юрлицу (гражданину), при этом он не включает какие-либо сооружения, он облагается налогом. В случае, когда на земельном участке имеются здания, тогда налог может быть заменен на арендные платежи.

В ситуации, когда земельный участок общего пользования, к примеру, часть дороги, которая предназначена для транспортной коммуникации и не имеет временного владельца, тогда налог на землю заменяют налогом транспортным. В случае, когда данные участки размещаются в товариществах садоводческих, тогда налог за пользование общего земельного участка выплачивают участники СНТ. 

Налоги на землю общего пользования
Налоги на землю общего пользования

Использование общих земель, которые не соответствуют законам

Как указано в ГК РФ, к земельным участкам общего пользования имеют все граждане. Одним из наиболее известных вариантов нарушений в законодательной сфере пользования земельного участка общего пользования является «самозахват территорий». Данное явление можно встретить повсеместно. Оно является нарушением права, согласно которому наступает ответственность по ст. 7.1 КоАП. К самозахвату относится обустройство на территории самопроизвольно построек, не имея на то разрешений. При этом к правонарушениям относятся действия по эксплуатации земельного участка, не имея на то документов, которые бы давали на то разрешение.

Наказанием за вышеуказанные деяния является наложение штрафа. В случае, когда на земельном участке имеются каких-либо постройки, нарушитель права обязан не только выплатить штраф, но и снести возведенную постройку. Это объясняется тем фактом, что гражданин не имел какого-либо права на его строительство, потому земельный участок общего пользования должен приобрести свой первоначальный вид. При этом все этапы по сносу сооружения, он осуществляет исключительно за собственный счет.   

Размер штрафа следующий:

  1. Для граждан – от 500 до 1000 руб.;
  2. Для лиц, которые занимают госдолжность – от 1000 до 2000 руб.;
  3. Для юридических лиц – от 5000 до 20 000 руб.

Осуществлять контроль за землями общего пользования обязана местный административный орган, который ведет участок земли. Однако следует отметить, что на практике это крайне мало проявляется. Потому реагировать на данное нарушение административный орган может тогда, когда заинтересованное лицо обратиться с жалобой в административный орган. Жалоба принимается как от юрлица, так и от гражданина.

Использование общих земель
Использование общих земель

Садоводческие некоммерческие товарищества

До сих пор остается актуальным вопрос: осуществлять ли оформление земельного участка всеобщего пользования в собственное пользование СНТ. Согласно букве закона участник и правление СНТ не обязаны осуществлять оформление земельных участков в собственное пользование товарищества. 

Для того, чтобы земельный участок поставить на кадастр, правление СНТ в обязательном порядке должно собрать пакет документов. В нем должны быть следующие бумаги:

  • схемы, отражающие месторасположение земельных участков (согласно информации, которая была получена из межевания);
  • информация о владельце территории;
  • документальное подтверждение свидетельствующее, что земельные участки правомерно использованы.

Документы передаются в местный административный орган. По тому, как были установлены границы, осуществляется подготовка плана территории. Данный документ включает местонахождение земельного участка, а также перечень объектов, которые принадлежат к общему пользованию. Согласно правилам пользования земли общего пользования приватизация не может быть осуществлена, за исключением случаев сохранения некоторой коллизии, потому как становится неизвестным, каким образом частное лицо, которое имеет собственность, осуществит открытие доступа к ней. При этом возможность приобретения старых объектов в долю собственности также утрачивается.    

Садоводческие некоммерческие товарищества
Садоводческие некоммерческие товарищества

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, можно заключить, что земельный участок общего пользования находится во владении государства. Отличием их является отсутствие приватизации или возможности осуществить из выкуп по стандартной схеме. Заинтересованные в покупке лица, имеют право взять в арендное пользование земельный участок. Характеристика данного статуса земель общего пользования имеет ограничения на их реализацию, а также на то, как осуществляется начисление налогов.

Бесплатная консультация юриста: