Контентом мы называем любые информационные материалы, содержащиеся в сети. Вы пишете заметки для блога – это текстовый контент. Добавляете фото – уже визуальный. Пост на Фейсбуке тоже контент, как и ваши видео в Инстаграме. Проблемой качественного контента обычно становится его особая привлекательность для хищения. Полностью защититься от воровства в Интернете нельзя, но есть способы, как усложнить плагиатчикам задачу.
Создавая хороший продукт, будь то тексты или фотографии, вы рано или поздно столкнетесь с тем, что ваши творения обретают новое место на чужом сайте или в блоге. Прекратить это или избежать такого у вас нет шансов, однако в ваших силах минимизировать риск того, что ваш контент будет скопирован.
Если кратко, то вам могут помочь в этом 6 инструментов: указание своего истинного имени, значок копирайта, ватермарк, сохранение исходников фото, сведения об авторе в настройках кадра, фиксация авторства.
Рассмотрим подробнее все эти действия.
Тексты и иллюстрации представляют собой объекты авторского права, охраняемого по закону. Согласно ст. 1255 ГК РФ, право на произведение и его обнародование принадлежит создателю. То есть даже в случае, если продукт чьего-то авторства размещен в свободном доступе, его все равно нельзя просто сохранить на компьютер и использовать в своих целях. Правда, автору на суде придется доказать, что именно он – автор.
Если вы пишете статьи, под каждым текстом прописывайте авторство. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ, автором автоматически считается тот, кто указан в качестве создателя в оригинале. При этом сила авторства сохраняется даже в случае использования никнейма и псевдонима. Но куда легче доказать право на контент, который подписан именем и фамилией по паспорту.
Есть нехитрый (или, наоборот, весьма хитрый) способ подстраховаться: отправить самому себе заказное письмо с текстом статьи, которая подписана как псевдонимом, так и вашими реальными ФИО. Не вскрывайте его: печати на конверте зафиксируют число отправки.
Вы можете обезопасить себя на сайте хостинг-провайдера. Заполнив информацию на панели управления в блоге, вы обеспечите себе доказательство: блог ваш. В социальных сетях все проще – доказательством станет ваше владение паролем, логином для входа и подтверждение телефонного номера, на котором закреплен аккаунт.
Если ваш сайт не содержит значка ©, это не значит, что он беззащитен по части авторского права. Технически вы можете и не ставить символ копирайта. Однако если он есть, то воришке будет ох как нелегко доказать, что он «не знал» о том, что контент принадлежит кому-то конкретно.
Знак копирайта считается меткой охраны авторского права, а указанная рядом дата доказывает первенство его постановки вами.
Имеет смысл предупредить в публикации потенциальных плагиатчиков о том, что использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения создателя, допустимо со ссылкой на источник или вообще запрещено.
Заведите себе правило ставить ватермарк на каждое опубликованное вами авторское фото. Даже если некто отыщет ваши фотографии в поисковике, то там будет содержаться отсылка к автору.
Водяной знак неплохо отпугивает жуликов. Им проще отыскать другую картинку, чем прибегать к инструментам редактора.
Обрезка фото или ретушь – это искажение произведения, по ст. 1266 ГК РФ. Вы можете подать в суд и, помимо подтверждения авторства, потребовать компенсацию за нарушение неприкосновенности произведения.
Идеально, если водяной знак будет выполнен в виде имени и фамилии автора. Потому как ссылка на сайт, ваш ник или e-mail сначала потребуют доказательства, что они ваши.
Оригинал произведения – прочное доказательство авторства. Фотография в формате RAW или необработанный исходник в другом формате могут обеспечить вам защиту от воровства.
Никогда не давайте исходники посторонним людям и клиентам. Человек просто шлепнет водяной знак или подпишет работу своим именем, а вы утратите серьезный аргумент из вашей доказательной базы.
Цифровая фотография – это не просто картинка. Каждый файл сохраняет дополнительные данные в EXIF – формат, который позволяет записывать данные о месте, времени и авторе снимка.
Некоторые метаданные создаются автоматически, например, дата съемки и параметры кадра. Нынешние аппараты допускают выставление также имени создателя снимка в родных программах и сторонних сервисах типа Lightroom.
Формат сохраняет и серийный номер камеры. Предъявив гарантийные документы на фотоаппарат, вы докажете то, что фото сделали именно вы и именно на свою камеру.
То, что вы написали статью, доказать труднее, чем то, что вы сделали снимок. Самый действенный и вместе с тем редко применяемый способ – это зафиксировать авторство в независимом депозитарии. Возможен платный или бесплатный вариант (например, сервис text.ru предлагает фиксацию уникальности, а Яндекс в рамках борьбы с копипастом заботится о поисковой выдаче оригинальных материалов).
К сожалению, просто так подать в суд на того, кто украл вашу заметку, нельзя. Вам нужны четкие данные об обидчике: ФИО, наименование организации, адрес для извещений суда. Если вы обнаружили свой текст в СМИ, то найдете нужную информацию в выходных данных об издании. Материалы украл сайт организации? Вы можете призвать руководство компании к ответственности. А вот анонимного воришку придется сначала рассекретить.
Можно воспользоваться услугами адвоката, который имеет суперспособность под названием «адвокатский запрос»: в рамках своих полномочий он направит запрос на информацию в ту компанию, которая владеет сайтом. Самостоятельный запрос сделать сложнее.
Установив личность вора, нужно зафиксировать факт нарушения ваших исключительных прав на произведение, собрать доказательства, написать исковое заявление и направить его в суд. Лучше делать это в сопровождении юриста, который поможет грамотно пройти все этапы и выиграть дело.
От рерайтинга (переписывания текста своими словами так, что старый материал не узнаваем в новой интерпретации) нельзя. Есть слабая надежда призвать писателя к ответственности, если вы сумеете доказать искажение произведения, о котором мы упоминали ранее.